Успение Богородицы на Святой Земле
Во время паломнической поездки по Святой Земле мы сказали своему гиду: «Как здорово, наверное, здесь очутиться на Пасху или в какой-нибудь двунадесятый праздник!». Подумав, Ирина ответила: «Народу очень и очень много, тяжело молиться. Поэтому я не зову вас сюда ни на один праздник. Кроме Успения Божией Матери — очень красивое, торжественное и вместе с тем умилительное богослужение в этот день совершается в Гефсимании».
Согласно Священному Преданию, после Вознесения Своего Божественного Сына Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь. Затем Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.
Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей через три дня кончине. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую.
В день Успения Богородицы в Иерусалиме собрались для прощания с Нею почти все апостолы, кроме апостола Фомы. В момент Ее кончины воссиял неизреченный Свет Божественной Славы, кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством Ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу, прося благословить всех почитающих Ее память. Затем Она радостно предала Свою душу в руки Господа. Этот момент мы видим на иконах Успения: в центре лежит почившая Богородица, лик Ее мирен и тих. А на руках Христа в виде младенца душа Его Пречистой Матери.
Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию, где Богородица повелела похоронить Себя. Иерусалимские христиане пели торжественные гимны, псалмы, с умилением провожая Матерь Божию в последний путь. Но не все разделяли их чувства. Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но Ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония, попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан Ангелом, отсекшим ему руки (этот момент также часто изображают на иконах праздника). Он получил исцеление лишь после покаяния.
Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. Как говорит святитель Филарет Московский, полное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее Самой услышали слово утешения: “Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни”». Утешая апостола Фому, Пресвятая Богородица оставила в дар и благословение Свой пояс, который упал на камень, находящийся ныне в Гефсиманском монастыре во имя святой Марии Магдалины.
Места паломничества
Затем паломники направляются к Гробнице Богородицы, расположенной в Гефсимании. Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона (или Иосафатовой долиной), в которой расположено кладбище. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое — у Гефсиманских ворот, а второе — в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была впоследствии погребена вместе с Иоакимом. Здесь же нашла место упокоения и ее Дочь.
Уже в IV веке над гробницей Божией Матери был воздвигнут храм, имевший в плане форму креста. Церковь сильно пострадала при персидском нашествии, была перестроена крестоносцами, затем вновь разрушена мусульманами. Игумен Даниил, совершивший паломничество на Святую Землю в начале XII века, так описывал это место в своем повествовании: «Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, — на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».
Успенский храм в настоящее время принадлежит Православной Церкви и Армянской, но совершать богослужение в нем могут и представители других конфессий, даже есть место для молитвы мусульман, по-своему почитающих Деву Марию. Современный храм сохранил первоначальный крестообразный план. Он находится под землей, входим в него мы с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. На 23-йступени в нише справа расположены гробницы праведных Иоакима и Анны, а слева — праведного Иосифа Обручника.
Спустившись в храм, мы видим небольшую часовню, построенную на месте погребения Божией Матери. Внутри часовни находится каменное ложе, на котором покоилось тело Пресвятой Богородицы. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании (монастыря, расположенного близ Храма Гроба Господня) крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.
Праздничное богослужение
По древней традиции праздник Успения Божией Матери на Святой Земле отмечается несколько дней: с 25 по 28 августа. В эти дни Иерусалимский Патриархат проводит крестный ход, Чин погребения Божией Матери и затем Божественную литургию в сам день праздника. В эти дни храмы и улицы Иерусалима заполняются многочисленными паломниками из разных стран.
25 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По ее окончании в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед Плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери Божией. Настоятель несет Плащаницу в предшествии клира на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Она представляет собой вырезанную по контуру фигуру Божией Матери, возлежащей во гробе, образ с обеих сторон обложен сребро-позлащенным окладом, а венец украшен драгоценными камнями. Это перенесение Плащаницы называется литанией.
В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, Плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения. Паломники возжигают свечи. Свечи полагаются на ступенях, ведущих к Погребальной пещере Богородицы.
Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 27 августа. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают богомольцы, целуют лик Пречистой и подносят к иконе детей. За духовенством в два ряда шествуют монахи и монахини Святого Града. Шествие продолжительностью около двух часов завершается параклисом (молебным каноном) в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится Плащаница Пресвятой Богородицы.
В сам день праздника Успения совершается торжественное богослужение, христиане причащаются Христовых Таин. В день отдания праздника, 5 сентября, снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святую Плащаницу Богородицы несут священнослужители во главе с настоятелем — архимандритом Гефсимании.
Так величественно и торжественно отмечает Церковь память Той, Которая при жизни была тиха и скромна, стремилась во всем исполнить не Свою, но Божию волю. За то и воздал Ей Господь немеркнущей в веках славой и особенною любовью всех христиан.
Марина Шмелева
* * *
Священномученик Серафим (Чичагов). Из слова в день празднования Успения Божией Матери:
Духовная сила и всемирная слава Богоматери открылась людям только по Ее успении. Вся Ее жизнь была преисполнена величайшими испытаниями, скорбями, уничижениями, подозрениями от ближних даже и тайными, сокровенными подвигами с детства. Безмолвствуя среди шумного мира, Она кротко и смиренно наблюдала за евангельскими событиями из народной толпы, которая сопутствовала Христу, и слагала все в Своем сердце. Точно таинственная луна, светила Она тихо и издалека, заимствуя Свой Божественный свет от Сына Божия, как Вечного Солнца, располагая всех к молитве и созерцанию величия Спасителя мира и беспредельной любви Благодетеля человечества, и только по временам, изредка, скрывалась в лучах Его небесной славы…