Паломнику в дорогу

ЧТО НАДО ЗНАТЬ: 

Паломничество всегда было особым подвигом. Странствие, сопряженное с большими трудностями и лишениями, готовило к духовному восприятию святого места так же, как пост готовит к празднику, скажем, к Пасхе или Рождеству. Чем труднее было путешествие, тем с большей радостью странник достигал цели своего путешествия, тем усерднее молился и благодарил Бога за Его особую милость и благодать. Ибо паломничество является богослужением, духовной работой, очищением души. Цель его – приобщение к вечному Царству Божию, как единственному истинному смыслу человеческого бытия. 

Верующий паломник выполняет завет Церкви восхвалять в молитвах дела и подвиги святых, чтить их изображения на иконах, с благоговением поклоняются их святым мощам. И эта честь возносится всецело Богу, благодатью Которого они и достигли святости. А Богу угодно почитание, исходящее от сердца человека, от искренности его чувств. Паломничество – удивительная возможность церковного единения людей (часто из разных приходов) путем совместной молитвы, песнопений, общения, освященных от источников Божией благодати. В целом же никаких особых приготовлений не нужно. Главное, постарайтесь соответствующим образом настроиться на встречу со святыней. 

Как вести себя в монастыре. В монастыре нужно вести себя скромно. Не принято в монастыре выражать недовольство пищей, послушаниями, местом для сна, ходить «в гости» - то есть по монашеским кельям, вступать с насельниками в праздные разговоры. Женщины должны быть в длинных юбках и покрытой головой. Хорошо будет, если во время паломничества вы исповедуетесь и причаститесь. Подготовиться к этим таинствам вам помогут, но принуждать никто не будет. 

Как обратиться к священнику. Многие люди сейчас отправляются в паломнические поездки впервые и даже не знают, как подойти к священнику. В православной традиции миряне при встрече со священнослужителем просят или берут благословение. Для этого нужно положить правую ладонь на левую, получить благословение и приложиться к священной руке в знак почтения к священному сану. Обращаются к священнику со словом «батюшка» или «отец». Обычно после слова «отец» добавляют имя, например «отец Петр». К настоятелю храма (монастыря) можно обращаться – «отец настоятель». 
 
Как ставить свечу. Свечи нужно ставить с молитвой и благоговением. Обычно ставят несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви, к образу Спасителя или Богородицы, к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун)- об упокоении усопших. Сколько свечей ставить перед чудотворной иконой - целиком на ваше усмотрение. Иногда можно видеть как паломники зажигают сразу десятка по два свечей - они выполняют благочестивую просьбу родных и близких, которые не смогли приехать, но поручили им поставить свечу от своего имени. Если в подсвечнике нет свободного места - попросите дежурного по храму поставить свечи во время службы. Не смущайтесь, если вашу не догоревшую свечу погасили по окончании службы - жертва уже принята Богом. 

Как подойти к святой раке и чудотворной иконе. Подходить к любой святыне нужно с молитвой и благоговением в духовной и телесной чистоте. Подходя к святым мощам, обычно делают два поклона, потом прикладываются к раке. Потом - снова поклон. (Поклоны могут быть поясные или земные, когда человек становится на колени и касается головой земли). Если за вами стоит очередь людей, также желающих приложиться к чудотворной иконе и святой раке, не стойте возле нее очень долго. 
 
ВНУТРИ ХРАМА 

Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на его святые купола и кресты. 

Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом. 

Нужно заметить, что все православные храмы, по древней традиции, сориентированы алтарем на восток — вход напротив алтаря с запада. Встречаются и отклонения, но они обусловлены необходимостью вписаться в городскую застройку или другими причинами. Есть храмы, которые сориентированы с юга на север, но это исключение из общих русских православных правил. 

Входя на паперть, мы еще раз осеняем себя крестным знамением, потому что здесь уже есть святые иконы. Не обязательно каждую святую икону целовать, но нужно ощущать себя как в святом месте. Необходимо оставить все разговоры, не относящиеся к храму, к Церкви, за порогом. 

Миновав паперть, мы входим в храм. Сделав несколько шагов, чтобы не мешать тем, кто входит за Вами, мы поворачиваемся к алтарю, то есть на восток, и совершаем три поясных поклона с крестным знамением. 

Нельзя стоять спиной к алтарю. Всем женщинам и не получившим благословения мужчинам в алтарь заходить запрещено. 

После этого можно подойти к свечному ящику, где продаются свечи, книги, мелкая церковная утварь. Можно поздороваться со знакомыми, обратиться с вопросом к церковнослужителю. Но если вы пришли в храм, когда богослужение уже началось, то здороваться и разговаривать не следует до его окончания. 

Когда начинается служба, вы должны находиться на том месте, где вам удобно стоять, молиться. Переходить с места на место во время богослужения не следует. 

МОЛИТВА В ХРАМЕ 
 
Придя в храм помолиться, не торопитесь. Пусть пройдет некоторое время, в душе наступит покой, и вы сможете сосредоточенно произнести про себя те слова, ради которых пришли. Может быть, вначале лучше поставить свечи перед иконами тех святых, кому вы хотите помолиться, или к которым хотите приложиться. Тогда вы почувствуете то необходимое духовное настроение, в котором будет легко и благодатно совершать молитву. Постарайтесь, чтобы вы никому не мешали и вам никто не мешал. Не следует бороться за место перед иконами, лучше уступить. 

Большую часть времени, когда открыт храм, в нем совершается то или иное богослужение, и лучше всего принять в нем молитвенное участие. Полезно приходить в церковь ради богослужения, ибо оно устроено так, что любая наша нужда — духовная или телесная — находит удовлетворение в православном богослужении. Православное богослужение охватывает нашу жизнь целиком: и нашу жизнь в мире, и нашу внутреннюю жизнь, нашу радость и нашу печаль. 

В богослужении есть место и для внутренней молитвы, и для молитвы общей. Если позволяет время, никогда не уходите раньше, чем кончится богослужение. Часы, проведенные в храме, всегда вернутся вам сторицею — духовной и телесной пользой. Даже если вы не понимаете языка богослужения, но имеете глубокую внутреннюю необходимость слиться с общим ходом богослужения, быть вместе со всеми молящимися и со священником, оставайтесь в храме, проникайтесь молитвенным настроением, которое в нем живет. Даже стоя в храме в безмолвии, вы своим благоговейным настроением тоже являетесь участником соборной молитвы. В случае, когда, вдруг, непонятным становится содержание молитв или начинают рассеиваться мысли, старайтесь читать Иисусову молитву: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".
 
ОДЕЖДА 

Должна соответствовать полу. Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку (также с длинными рукавами) с юбкой, закрывающей ноги так, чтобы никто не обращал на них внимания. Брюки, как преимущественно мужская одежда, не приняты. 

Мужчины надевают брюки (но не шорты) и рубашку с длинными рукавами. Джинсы допустимы, если не рваные и не грязные. Вообще вся одежда должна быть чистая и опрятная. По праздникам она может быть и нарядная и соответствовать цветам облачений духовенства и украшениям храма. 

Есть такой миф, что особам женского пола в критические дни категорически нельзя посещать церковь - это не так. В эти дни можно ходить в храм, ставить свечки и подавать записки, можно целовать иконы, но от участия в таинствах (причастие, крещение, венчание и т.д.) лучше воздержаться. 

Ставить свечи за упокой и за здравие вам нужно в разных местах: о здравии живущих – перед иконами святых, за упокой умерших – на панихидный столик (квадратный подсвечник с распятием), который называют «канун». Записки о здравии и об упокоении отдают служкам на свечном ящике, после чего они передаются священнику в алтарь. В эти поминания не записывают имена людей другой веры, самоубийц и некрещеных. 

Уходя из храма, трижды перекреститесь, совершите три поясных поклона при выходе из храма и при выходе за церковную калитку, повернувшись лицом к храму.