Статьи и публикации

В начале пути ко спасению

Дорога... Слово это наполнено особенным содержанием. Недаром, когда мы думаем о том, что пора собираться в путь, сердце наше замирает, а душа трепещет. Впереди нас ждет что-то новое, мы приблизимся к чему-то важному, главному. Душа-христианка знает вся наша жизнь – дорога в Небесное Царствие.

Рим копия.jpg

Паломничество и его история 

Традиция паломничества возникла еще до принятия христианства на Руси. С первых веков русской истории люди отправлялись в места Вселенского Православия – в Святую Землю, Константинополь, на Афон. Особую значимость для истории Древней Святой Руси имело паломничество святой равноапостольной Ольги в середине Х века в Константинополь, где она приняла святое крещение. 

Древнерусские богомольцы встречали на своем пути иноземных паломников, перенимали столетиями устоявшиеся традиции поведения при посещении святых мест. Проходя через многие христианские страны, они собирали предания и легенды, узнавали историю стран и народов, становились свидетелями важных событий. Сокровищницу своих знаний они несли на Святую Русь, подобно благочестивым христианским паломникам других стран еще более глубокой древности. 

  Замечателен и хорошо известен в церковной историографии труд, который назывался по латыни Peregrinatio ad Ioca sacra», или «Путешествие к святым местам». В IV веке удивительная женщина, Сильвия Аквитанка, посетила святые места и составила тщательные описания богослужений, которые совершались тогда у Гроба Господня. Этот труд – «Peregrinatio ad Ioca sacra» – стал одним из важнейших источников по исторической литургике. Сегодня невозможно восстановить строй богослужения Древней христианской Церкви без описания Сильвии Аквитанки.   

На Руси паломничество также нашло свое литературное отражение и породило особый жанр. В его истоках – удивительное по своей художественной и богословской глубине «Хождение» игумена Даниила. 

Многие паломники знали иностранные языки, а те из них, кто не обладали такими знаниями, были вынуждены овладеть местными языками в ходе путешествия. В отличии от западных крестовых походов движение русских богомольцев привело к возникновению мирового паломничества, которое способствовало приобретению новых знаний, обогащению древнерусской культуры и искусства. Но паломничество – это не просто путешествие, это молитвенный труд, богослужение и поклонение святыням. 

Православное паломничество – часть духовной жизни каждого верующего человека. В паломничестве главным является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином. 

Возрожденная традиция 

В настоящее время становится очевидным, что интерес к этой древней христианской традиции растет с каждым годом. Основная работа по возрождению православного паломничества, безусловно, происходит на приходах. Тысячи настоятелей храмов несут слово Божие прихожанам, рассказывают им о святых местах Православия, дают благословения на совершение паломнических путешествий, сами возглавляют паломнические группы. В моей практике одними из самых важных стали поездки с учащимися Кадетского корпуса в Киев и с паломниками на Святую Землю, в Крым, Италию и Грецию. 

Размышляя над итогами поездок по святым местам, хочу коснуться некоторых аспектов такого важного и таинственного процесса как воцерковление людей в поездке. 

Воцерковление 

Что происходит во время паломничества? 

Открывается возможность совместного проживания жизнью церкви, решаются основные задачи пастырского – миссионерского служения. 

Воцерковление человека возможно только при условии его непосредственном участии в евхаристической (таинственной) и церковно-общественной жизни. Для большинства людей требуются годы, чтобы осмыслить и принять эти простые истины. 

Но есть путь быстрый. Всего несколько дней, и человеку не просто открывается новый мир – мир Православия, он в эти дни сам живет этом чудесном мире. Путь этот – современное паломничество. Именно паломничество является наиболее приемлемой и интересной формой воцерковления людей, которые редко посещают храм. 

Зачем люди едут? 

Священнику, сопровождающему группу с новоначальными христианами, для начала необходимо узнать, какие цели ставят перед собой будущие паломники. 

Имея опыт общения с паломниками, могу выделить несколько таких целей. 

Для кого-то в паломничестве важно общение со священником. Кто-то отправляется в путь в надежде встретить «старца». Кого-то интересует в паломничестве только историческая и культурная сторона. Кто-то едет в паломническую поездку с личными скорбями, надеясь получить помощь и утешение и исцеление. Кто-то оказывается в паломничестве случайно с друзьями или с супругой, за компанию. 

Беседа в пути 

Главная задача пастыря, сопровождающего группу по святым местам, – катехизаторская. Ему необходимо в доступной форме объяснить смысл и содержание паломничества. Нужно ознакомить путешественников с понятиями Поста, молитвы, Церковных Таинств. 

Особое внимание во время путешествия уделяется беседе. Именно для беседы появляется уникальная возможность в пути, и ее необходимо использовать ежедневно. 

И у паломников, и у священника есть вопросы, которые они захотят задать друг другу. В этой ситуации нужно быть готовым, что вопросы будут разноплановые – от вершин христианских вероучений до самых простых, элементарных понятий. Поэтому, отвечая на вопросы, священнику необходимо самому направлять. 

Очень часто в паломничестве во время беседы или исповеди узнаешь о различных проблемах в жизни, о понятном желании получить исцеление или облегчение телесных недугов. Человеческие проблемы и желание решить их, избежать их, абсолютно законны и вызывают сочувствие и желание помочь. В этой ситуации следует объяснить истинное предназначение Церкви. Оно заключается прежде всего в том, что Церковь вводит человека в соединение с Богом, в Небесную реальность, и помогает достичь пути, который указал Христос – Царство Небесное! 

Безусловно, Церковь помогает увидеть человеку его проблемы, найти их корни, укрепляет человека Благодатью Божьей. Но без свободного, личного желания и участия в деле своего спасения человеку никто не сможет помочь. Как он может пользоваться своей свободой, какова глубина этой свободы и ответственность за нее, – все это надо суметь рассказать за время путешествия. 

Быть снисходительным к немощам 

В современном паломничестве не так давно появилась особая группа людей. Сегодня по святым местам отправляются люди, занимающие руководящие должности, достаточно обеспеченные, облеченные властью. Им сложнее выдержать все трудности православного пути. Ведь постоянно приходиться подчиняться правилам, проявлять послушание, а навыка нет, есть совсем другой опыт. И тут важно их не обидеть, кое-где дать послабление, важно не давить на них, а особым путем приводить к Вере. Священник должен стараться быть снисходительным к понятным ему немощам и даже страстям своих чад. Особое внимание, ласка и похвала иной раз нужнее, чем контраст, противопоставление, обличение. Важно поддержать их первые шаги на пути спасения. 


Идеал пастыря 

В поездке батюшка не просто встречается со своей паствой, не просто наставляет и беседует, он живет рядом. Он сам становится паломником и всё делает вместе со всеми. И здесь важно и то, как он относится к вверенным ему паломникам, важно и их отношение к священнику. У новоначальных христиан зачастую формируется свое стереотипное размышление об образе пастыря, которому приписываются качества «суперчеловека» или «идеала». 

Но в поездке бывает всякое, в результате чего неопытные души соблазняются «не идеальным пастырем» и даже отходят от Церкви. Да, действительно, в паломнической поездке всё на виду: и быт, и духовные переживания, и, может, даже несдержанность священника. Кто-то и увидит «не идеального пастыря»… Но здесь важно рассказать паломникам о трудном пути ко спасению и о тех искушениях, которые подстерегают каждого верующего, независимо от церковного сана. 

Во избежание таких ситуаций священнику необходимо с первого знакомства с группой сформировать о себе представление не сказочное, а реальное, чтобы потом не привести пасомых к разочарованию. 

После паломничества 

Другим искушением, которое подстерегает новоначальных, может явиться неправильное состояние уже после паломничества. Особенно это касается тех, которые впервые посетили святые места. Таким людям кажется, что уже все открыто для них в вопросах веры и жизни Церкви… И действительно, после поездки, человек может находиться в состоянии духовной эйфории, но эта радость проходит, и начинаются трудные будни. Господь после благодати, даруемой паломнику, дает возможность каждому лично потрудиться в деле своего спасения. И пастырю необходимо на это указать еще в поездке, рассказать, какие искушение возможны после паломничества, и как Церковь предлагает бороться с ними. 

+++ 

Даруй нам, Господи, помощь Твою в паломническом делании. Чтобы через благодатное паломничество Слово Божие входило в душу и жизнь современных людей. И укреплялась вера в нашем народе. 


Протоиерей Сергий Лопасов, 
руководитель Епархиального паломнического центра